пятница, 5 декабря 2014 г.

Побег в Таджикистан

В этом году сбылась моя старая "мечта идиота" - после четырёх лет хождения по двойкам и вождения двоек (горный маршрут 2 категории по 6-ти бальной шкале), я, наконец, отправился в пятёрку на Памиро-Алай, в Таджикистан. В составе группы турклуба "Vitalis" БГМУ, в котором я уже два года. До этого в поход высокой категории я ходил только в 2010-ом году, это была четвёрка с элементами пятёрки на Центральном Алтае.
Предполагалось 24 ходовых дня, плюс большое количество технической работы на маршруте, я был уверен, что вернусь от туда килограммов на 15 легче. Но, "Восток - дело тонкое" и таджикское гостеприимство не даст путнику особо проголодаться, по-этому за неполный месяц ходьбы по азиатским горам, внешне, я, практически, не изменился.
Итак начнём.

30.07.14

Рано утром приехал на автобусе из Уфы в Казань. Не спал, смотрел в автобусе фильм "Дед 007". Хороший фильм. Остальные летели на самолёте.
Такое разделение произошло из-за того, что отменили рейс Уфа-Худжанд, и пришлось в спешном порядке менять билеты и довольствоваться "чем Бог послал", а именно добираться через Казань.
Днём погуляли по городу, но я не выспался, по-этому увиденное не запомнил, запомнил только мысль "город красивый, уютный, надо вернуться обязательно!"
Посадка на второй самолёт была в 3 часа ночи. Boeing 737 тесный как маршрутка. От Казани до Худжанда 3,5 часа полёта.

Аэропорт Худжанд. Утро.
Сосед по креслу рассказывал, что держит три винтовки дома, на всякий случай, потому что "там же афганцы!" После вывода ограниченного контингента советских войск из Афганистана, вывели заодно и из Таджикистана и не самые дружелюбные афганцы некоторое время довольно сильно мешали таджикам мирно жить.
Когда мы приземлились и вышли из терминала международного аэропорта Худжанд, был рассвет и вся окружающая обстановка была окрашена восходящим Солнцем в тёплые тона. Это было похоже на сцену из 9-й роты, когда герои фильма прибыли в Афганистан. Первая мысль: "Вот она! Азия!" Люди в халатах и тюбетейках, низкие деревья, кругом арыки (ручейки для полива растительности). Опять же помнится всё очень смутно, потому что в самолёте поспать тоже не дали.
Часов до 11-ти в турфирме шло оформление нашего месячного пребывания в Таджикистане.
Сходили на рынок Пакшамбе. Цены в кафешках низкие, люди приветливые. 1 сомони = 7 рублей, пункты обмена повсюду.
Наступала жара. На рынке мужичёк говорил, было 44 градуса.
На заправке купили пару вёдер бензина, разливали по бутылкам, заправщик ругался. Пришлось покупать бензин, потому что газ для горелок в самолёте везти нельзя, а в Худжанде газа для высокогорных походов нет. Мы взяли мультитопливные горелки и поход прошли на 92-ом бензине.
Ближе к полудню выехали из Худжанда.
Эрнст Шарипов, Ильдар Искандаров и Арслан Мурзагулов
Ехали долго. Дорога к долине реки Зеравшан проходит через перевал Оббурдон 3900 м. До которого добирались часа 4. Почти двое суток без сна давали о себе знать, сознание стало отключаться полностью. Ребята говорили, что я однажды упал головой на руль водителю. Я не почувствовал, а водитель не заметил. Закидывал насвай и ехал. Просыпался я только тогда, когда бился головой о болт крепления ремня безопасности. На перевале закладывало уши до боли, всё таки набор высоты 3800 м за сутки.
Перевал Оббурдон 3900 м.
В долине реки Зеравшан нас принимал местный житель Мирамин, в своём доме. Дома таджиков всегда открыты гостям.
Приехали к Мирамину уже по темноте. Нам сразу накрыли покушать. Темнеет в восемь вечера. Ели мы на крытом дастархане - это такое место для принятия пищи, где люди сидят по кругу, в середине скатерть с яствами, тёплая дружеская обстановка. Фото дастарханов в разных кишлаках будут ниже.

31.07.14

Ранний подъём. За ближайшие пару дней нам предстояло оставить заброски (мешки с едой) в долинах, в которые мы потом спускались, проходя по маршруту. Группа разделилась на две подгруппы. Мирамин повёз нас до долины реки Волганд, вторая подгруппа закидывала заброску в долину реки Падаск. Хорошая погода держалась до середины дня, потом начинался дождь.
Подгруппа у тропы в долину реки Волганд, Мирамин в белой рубашке, слева его друг.

Река Падаск при впадении в реку Зеравшан.
Пройти по долине Волганда нам помогли местные жители: провезли рюкзаки на ослике, в кишлаке накормили. На Алтае, когда нанимаешь лошадь, погонщик не грузит на одну лошадь больше 40 кг, и предлагает нанимать вторую, когда веса набирается больше. В Таджикистане местный житель сам предложил нам погрузить рюкзаки на ослика, деньги брать отказался (4 рюкзака - это примерно 80-85 кг). Мы их угостили, чем смогли, раз деньги не берут.
Навьюченный ослик.
Таджики гостеприимные, радушные люди, любят фотографироваться.
В кишлаке Волганд
В кишлаке в это время трудились одни женщины, мужчины работали в горах: одни заготавливали дрова на зиму, другие пасли скот на высокогорных пастбищах. В кишлаке работы тоже много и не очень приятной. Очаг летом топят кизяками. Кизяк - это засохшая какашка коровы. Их собирают, придают им круглую форму и сушат на Солнце, составляя в пирамиду. Когда я уж совсем соскучился по костру, я тоже несколько сухих кизяков насобирал на поляне и жёг. Запах как от горящего сена, только более крепкий.
Мужчины за работой
Примерно в пять вечера дошли до стоянки, что в полутора часах ходьбы от кишлака Волганд. Закопали заброску. Пошёл дождь. Стоянка на 2900.

1.08.14

Толком не спал всю ночь. Накрыла горная болезнь, трещала голова. Горная болезнь - это когда организм не успевает перестроиться под изменение давления. Медики говорят, что симптомы горной болезни похожи на гипертонический кризис. Но их можно избежать, если постепенно проходить аклиматизацию, у меня крайний раз такие симптомы проявлялись в 19 лет на Северном Тянь-Шане.
Встали в 5:30.
Мимо кишлака так просто не пройдёшь, пришлось у них позавтракать лепёшками с горячим молоком. Очень кстати, а то горло разболелось (похоже, после холодной воды).
Мы - гости в кишлаке Волганд. Это и есть дастархан, самый натуральный.
Идти вниз по Волганду было тяжело, болела голова. Вдоль Волганда километра на 4 тянется арык, который орошает водой картофельные поля в долине Зеравшана. Должно быть это был гигантский труд, построить его там, где тропа извивается вдоль крутых склонов берегов Волганда, кое-где русло под арык вырублено в скале.
Долина реки Волганд.
Внизу, в долине Зеравшана нас встретил Мирамин, на машине.
Другая подгруппа задержалась в долине реки Падаск. Их ждали часа 3, дремал.

Дети в доме Мирамина
Часа в три дня приехали в дом Мирамина. Как всегда, хозяева приняли радушно, накормили. Вечером складывали рюкзаки, готовились к выходу на маршрут.

2.08.14

Утром позавтракали чаем с вареньем и лепёшками. Мирамин забросил нас в долину Тавастина.
Расставание с Мирамином в долине реки Тавастин.
При входе в долину реки Тавастин открывается вид на перевал Шаповалова. В далёком 1987 году на склонах долины реки Тавастин группой Вячеслава Киселёва (ТК Гастелло г. Уфа) были найдены обломки бомбардировщика СБ. В 1989 году, группой под руководством Киселёва было совершено первопрохождение перевала и установлена памятная табличка.
Верховья реки Тавастин.
Поднимались сначала по тропе вдоль реки, потом по моренным валам, в общем начались обычные походные будни. Мы подходили под наш первый перевал - 25 лет турклубу Гастелло.
Подъём по моренному валу. Анна Евдокимова и Регина Хисамутдинова.
Эрнст Шарипов указывает куда нам пойти - пер. 25 лет ТГК
Вечером отмечали с Искандаровым день ВДВ, приняли на грудь.
Горелки мой друг Дэн Назаров нам подобрал хорошие, горели стабильно, только руки потом бензином воняли.
Встали под перевалом.

3.08.14

Поднимались по леднику. Провесили 5 верёвок (т.е. 5 раз провесили верёвку).
Подъём на перевал 25 турклубу Гастелло 2А.
На седловине перевала сильно хотелось пить, решили на перевале заварить чай. Затянулось это дело часа на два. Бензин с заправки горел плохо на высоте 4150. Вся горелка закоптилась, на режим так и не вышла. Вода не вскипела, заварили чай просто в горячей воде. Ходили какие-то мрачные облака вокруг, но к счастью, непогода обошла стороной.
Группа на седловине перевала 25 турклубу Гастелло 2А. Координаты: 39 15' 29,35" С 69 27' 58,69" В
Прохождение перевала
Спускались по сыпухе часа три, потом начался травянистый склон, иссечённый бараньими тропами. По бараньим тропам идти не очень удобно, узковаты. Они появляются на склонах от того, что стада гоняют годами на одни и те же пастбища и бараны натаптывают много параллельных троп на склоне.
Спуск в долину реки Ягноб по осыпному склону.
К вечеру нашли на склоне, в долине, более-менее пологое место, встали ночевать. В первые дни, вернее ночи, светила очень яркая луна.
Ночь в долине реки Ягноб.

4.08.14

К следующему перевалу шли вдоль Ягноба, по бараньим тропам.
Ильдар и бараньи тропы в долине реки Ягноб.
Просторная, ровная поляна на стрелке рек Ямиксу и Ягноб. Координаты: 39 13' 19,51" С 69 30' 41,6" В
На стрелке рек Ямиксу и Ягноб расположена прекрасная для стоянки поляна, нам не хватило примерно два часа ходового времени, что бы дойти до неё прошлым вечером.
Склоны долины реки Ямиксу гораздо круче. Вдоль Ямиксу шли так же по бараньим тропам, в верховьях реки встретили пастухов. Они говорили что перевала там нет (для них перевал - это место, где можно скотину перегнать в другую долину).

Долина реки Ямиксу.
Очень выматывающий подъём по крутой, местами осыпной, морене преодолели за 4 часа. Крайние полчаса шёл, напевая про себя: «Флаг моего государства», «Баксанскую» и ещё что-то… Это отвлекает от чувства усталости.
Подъём на морену перед перевалом Студёный 3А.
Вымотался до крайней возможности. Высота около 4000, поужинал с трудом. Время 8 вечера. Отбой.
Стоянка под перевалом Студёный 3А на высоте 4000 м

5.08.14

Подъём на перевал сначала по снежнику, потом по очень неустойчивой сыпухе. По снегу шли легко, трещин не было. На осыпном склоне уклон большой, камни сыпали, было опасно.
Подъём на перевал Студёный 3А.

Подъём по навесным перилам по осыпному склону.
На подъёме по осыпному склону провесили примерно 4 верёвки.
Руководитель Юрий Борисов (59 лет, между прочим!)
Перед седловиной слетела кошка, добрался на четвереньках.
Группа на седловине перевала Студёный 3А 4365 м
Подъём на перевал Студёный 3А. Седловина 39 15' 36,77" С 69 32' 19,35" В

Спуск с перевала Студёный 3А
Спуск с перевала Студёный 3А.
Спуск на другую сторону по леднику. Верёвка ложилась аккурат по руслу ручья, мокрая, холодная. Сверху летели булыжники с кулак и больше. Часть спуска пришлось проходить по осыпному склону, здесь не обошлось без затруднений.
По леднику прошли верёвок пять. На сыпухе верёвка застряла и не сдёргивалась, вдвоём с Дядей Юрой сдёрнуть не смогли. Хотели уже плюнуть на неё, вечерело. Предполагали вернуться завтра и сдёрнуть, потому как сил не оставалось, темнело на глазах и трудно было отвязаться от мыслей о сне.
Тем временем Шарипов провесил две верёвки вниз по леднику и орал, что бы мы спускали третью. Я слазил наверх, сдёрг верёвки организован правильно, просто через перегибы не шла и всё тут. Группа уже спускалась к Шарипову. Я, поразмыслив пришёл к выводу, что если я её не сдёрну сейчас, то меня отправят сдёргивать её завтра, ни свет ни заря. Сил и так уже не было и перспектива не выспаться и завтра, не радовала. Решил попробовать крайний вариант: вцепить сдёргивающий шнур в себя, и, спускаясь по перилам, стаскивать верёвку массой себя любимого с рюкзаком. Когда верёвка сдёрнулась, упал и порвал левый фонарик (бахил) кошкой. К группе спустился в полной темноте.
Верёвку передал ребятам, Шарипов провесил её до конца опасной части склона. Пролезали через бергшрунд (разновидность трещины в леднике) в нижней части ледника в полуобморочном состоянии.
На леднике поставили палатки. Настоял на горячем чае, иначе простыл бы ещё сильнее. Из последних сил поснимал звёзды со штатива и пополз спать. Снимки не получились, что-то я там неправильно выставил в настройках.

6.08.14

Спали долго, часов до восьми.
Утро на леднике к северу от перевала Студёный 3А (ледник на карте не обозначен никаким названием).
Арслан с Ильдаром полезли снимать перильные верёвки, на которые вчера таки забили.
Сцена сдёргивания перил, которые прошлым вечером решили оставить до утра. Внизу дядя Юра наблюдает, в середине Арслан Мурзагулов, сверху Ильдар Искандаров. Красной линией показаны неснятые перильные верёвки.
Как только Солнце осветило стену, начался камнепад. Ильдару прилетело в лицо. Дядя Юра отправил меня помогать, а то они работали уже часа полтора.
До стены идти было трудновато, голова трещала – горная болезнь. Как только перелез через берг, парни верёвку сдёрнули.
Арслан спустился по перилам, Ильдар крайнюю перильную верёвку отцепил и побежал так, по склону. Эта верёвка на фото показана линией от Арслана до берга. Ещё не известно что опаснее: спускаться со страховкой под обстрелом или уж пробежать метров 15 так и прыгнуть в берг.
Ильдар с небольшими ссадинами на лице, после встречи с камнем.
После полутора часов под каменным обстрелом Ильдар был очень возбуждённым, говорил громко, потом успокоился.
Внизу, на леднике, отдышались позавтракали и пошли в долину. Ледник весь в трещинах.
Трещины в леднике и Шарипов.
Спуск с ледника в долину реки Падаск.
После ледника, как обычно шли по моренам. Встали на красивой поляне у реки Падаск. Завтра днёвка.
Во время спуска по долине, раскопали с Шариповым пару кустов Золотого корня.

7.08.14

Днёвка. Ничего интересного. Кушали, спали, сушили золотой корень. У Шарипова разболелась нога, он начал думать о сходе с маршрута.
Ночь в долине реки Падаск

8.08.14

Утром Шарипов сошёл с маршрута, отправился вниз по Падаску к долине Зеравшана в дом Мирамина. А мы, тем временем, поднимались по крутой долине в направлении нашего следующего перевала - Молодость Сибири 3А.
Подъём по долине.
Вечером встали на морене, метрах в пятиста от выхода к леднику - обычный пахотный день. На морене местность кривоватая, пришлось выкладывать площадку для палатки из плоских камней.
Недалеко от стоянки. Ледопад на заднем плане - это подъём на перевал Молодость Сибири 3А.

9.08.14

Начали подъём по ледопаду. Огромные трещины, обходили, проходили по ледовым мостам.

Разведка прохода.

Движение по ледопаду.

Арслан провешивает перильную верёвку, проходя по ледовому мосту.
Подъём очень изнурительный, 3А Молодость Сибири. Прошли 15 верёвок (верёвки у нас по 65 метров).
До седловины не дошли примерно 4 верёвки (на глаз), встали на ночёвку в ледопаде.
Лагерь.
Ильдар дежурный. Руки становятся такими чёрными после работы с бензиновой горелкой.
Силы были опять на исходе. Высота 4600. В тот вечер Солнце подарило нам нереальной красоты закат. Долины медленно заполнялись синей дымкой. Пейзаж как на картинах Рериха. Постепенно даль окрасилась в тёплые оттенки.
Вид на долины рек Ямиксу и Ягноб
Весь день на подъёме думал, что хочется попробовать что-то новое: попутешествовать ради фотографий, ехать в горы на мотоцикле, а не на общественном транспорте, купить Nikon DF с оптикой Carl Cess и по красивым местам, от Камчатки до Севастополя.
Горный туризм не даёт возможности посвятить себя фотографии, это больше спорт чем путешествие. Это проверка себя на прочность, их можно будет устраивать раз в четыре-пять лет, а остальное время посвятить фотографии.

10.08.14

Часа за три поднялись на седловину перевала, высота 4800. На седловине было холодно, дул ветер, решили запланированные радиальные выходы на соседние вершины не ходить. Мёрзли ноги, ботинки промокли насквозь, тогда я решил что оставлю их в Таджикистане.

Подъём к седловине перевала Молодость Сибири. Поднимается Юрий Борисов.

Подъём к седловине перевала Молодость Сибири. Работает Арслан Мурзагулов.

Арслан на седловине. Координаты седловины перевала 39 16' 45,6" С 39 34' 33,85" В.

Подъём на перевал Молодость Сибири 3А.
С седловины спускались так же по ледопаду.
Прыжок через трещину.
Спуск был проделан по склону слева.
Ледопад
Спуск с перевала Молодость Сибири 3А.
Встали на ночёвку напротив седловины перевала Согдийский, который нам предстояло брать завтра. Перевал осыпной. Как его брать, было не понятно. Зато после него предстояло спуститься в долину реки Волганд. Там хорошо: зелень, костёр, в кишлаке угощают катыком. У очага тепло.
Уже пару дней, кстати, снимал при одном делении аккумулятора. Живучие у Nikon d300s аккумуляторы.
Лагерь в ледопаде на спуске с перевала Молодость Сибири.

11.08.14

Спускались по ледопаду, повесили 7 верёвок. Снизу выглядит он как мечта идиота.
Спуск по навесным перилам.
Спуск по навесным перилам
Конец крутой части спуска, дальше ледопад относительно пологий.
Движение по более пологой части ледопада.
На следующем фото спуск в полный рост. Ледопад протянулся на юго-восток от перевала. Если приглядеться, то можно в нижней части фото увидеть нашу группу. Вот на сколько мал человек в горах. Менее всего он тут похож на царя природы...
Ледопад с юго-восточной стороны перевала Молодость Сибири 3А.
Решили сходу идти на перевал Согдийский 2Б. Склон осыпной, замучались подниматься. Выглянуло Солнце, стало тепло. В промокших на леднике ботинках ноги варились. Поднялись довольно быстро, хотя прошлым вечером думали, что на этот подъём уйдёт целый день и вообще не понятно было как придётся по нему подниматься. Склон на подъёме со стороны кажется очень крутым, а на деле провесили только одну верёвку, и то перестраховались.
Подъём на перевал Согдийский 2Б. На фото Юрий Борисов.
На подъёме нашли пару небольших ручьёв, вода пришлась очень кстати, чай кончился.

Ваш покорный слуга на седловине перевала Согдийский 2Б.

Седловина перевала находится на высоте 4200.
Спускались с перевала по пологому леднику, и всё таки умудрился провалиться ногой в маленькую трещину.

Северо-восточный склон перевала Согдийский 2Б.
Прохождение перевала Согдийский 2Б. Координаты седловины 39 16' 07,29" С 69 35' 38,71" В
Встали на морене у ледопада на спуске с перевала. Ручеёк, текущий мимо лагеря, наверное, можно считать истоком реки Волганд. Наконец рядом текла жидкая вода, больше не надо было топить снег. Открыл коньячок, припасённый на день ВВС, употребили половину. Настроение хорошее, ужин вкусный, отбой.

12.08.14

От лагеря спускались часов пять по правому берегу Волганда к нашей заброске. Мои лепёшки, припасённые на третью часть маршрута, меня не дождались - покрылись зелёной и чёрной плесенью, жалко. В кишлаке нас, как всегда, угостили. Очень соскучился по катыку со свежими лепёшками, ещё была сметана с какими-то жирными жёлтыми хлопьями. Было очень вкусно, съел много, потом было трудно идти. В этот раз я мог себе позволить такую роскошь, как есть местные кисломолочные продукты. В отличие от Тянь-Шаньских и Алтайских местные сметана, катык, молоко, айран и прочие радости организм усваивал без проблем. Может быть, потому, что молоко здесь долго кипятят на костре.
Кишлак Волганд. 39 21' 58,29" С 69 40' 45,26" В
Встали лагерем недалеко от кишлака. Вечером мимо нас прогнали коров. В горах появлялись волки.
Заметил в местных жителях ещё одну особенность, несмотря на кажущуюся оторванность от цивилизации, у многих мужчин есть мобильные телефоны,  у женщин нет. Электричество есть только в кишлаках в долине Зеравшана, появилось оно там, по рассказам местных, году в 2010. Некоторые дети говорят по русски, таких очень мало. Наш язык им преподают в школе, но учителя русского в дефиците.
За ужином отметили день военно-воздушных сил, допили коньячок. В бутылочке остался приятный аромат, сохранил её. На следующий день решили пойти вниз по долине Воланда к Зеравшану, туда, где есть связь, надо было выяснить что с Шариповым и позвонить в Уфу.

13.08.14

Днёвка. Самая насыщенная днёвка в моей жизни! Походной жизни.
Пошли мы вниз по Волганду с Искандаровым и Аней. Как только появилась связь, Аня позвонила и ушла обратно в лагерь. Мы с Ильдаром спустились в долину Зеравшана.
Долина реки Зеравшан над слиянием с Волгандом.
Когда проходили мимо картофельного поля, нас окликнул мужчина, подошли, поздоровались, он предложил выпить чайку. С этого начался день бесконечного таджикского гостеприимства.
Пока пили чай и ели абрикосы, подтянулись ещё несколько братьев, племянников и прочих хороших людей. Они организовали нам машину до магазинов кишлака Бадрушкент и обратно. Периодически появлялись дети, 6-8 лет, но уже работают в поле. Зубойдулло (так его зовут) и другие мужики постоянно интересовались кто мы по профессии, по какому профилю специалисты.
Зубойдулло с дочкой.
Друзья Зубойдулло
Он потом всем, с кем мы разговаривали, говорил, что я авиационный инженер, а Ильдар географ. Среди них много учителей, видимо, когда сезон летних работ проходит, другой работы мало. Пока ехали по кишлаку, Зубойдулло из машины исчез. Потом остановились на серпантине, и он спустился откуда-то  сверху, уже в чистой, светлой льняной одежде.
Поехали по магазинам в центральный кишлак Бадрушкент.
Абрикосы сушатся до состояния урюка.
Закупили всякой ерунды, среди которой: зажигалка Apple (у них символика Apple популярна), бальзам «Звёздочка» в большом пузырьке и я не смог пройти мимо зубной щётки и пасты. Рядом с магазином нас пересадили из УАЗа в Ssan Yong, там, конечно, сидеть было приятнее. На обратном пути к кишлаку Волганд нижний, около моста через Зеравшан, расположились на соломенной циновке и кушали арбуз.
Пикник =)
После арбуза у реки, поехали в дом к Зубойдулло. У него есть отдельный дом для гостей. С деревянной отделкой, дерево везли из России. Там мы с удовольствием поглощали макароны с картошкой, жареные абрикосовые семечки, салату из помидоров и огурцов я обрадовался больше всего! Крупные рыжие кристаллы сахара называются – набот. После такого обеда пришлось немного полежать.
В гостях у Зубойдулло.
Когда еда более-менее провалилась, нас повезли в сторону Волганда, к тропе, по которой нам подниматься к лагерю. С собой дали здоровенные лепёшки, которые остались после свадьбы. Диаметр примерно 50-60 см.
Над картофельным полем течёт арык, вода из которого, в случае необходимости, направляется на мельницу. Мельницу нам тоже показал.
Провожающие =)
Выше по тропе встретили двоих парней и старика. Пока я звонил в Уфу, они забрали у Ильдара рюкзак и тащили его за нас примерно ¼ пути. Идти было тяжело: желудок был забит до отказа, дышалось с трудом, ноги в горных ботиках гудели. Сразу надо упомянуть, что ботинки с жёсткой подошвой, такие как Lowa Mountain Expert GTX хорошо подходят для ходьбы по леднику, но ходить в них по камням для меня было мучением. Для походов, в которых предполагается хождение и по ледникам и по долинам, лучше подойдут ботинки с подошвой помягче.
До лагеря дошли в отшумевшем состоянии уже ближе к закату, когда Солнце ушло за хребет.
На подходе к кишлаку Волганд вечером.
В лагере наши боевые товарищи нам поведали, что из кишлака приходили и звали на день рожденья таджички. Звали Регину и нас с Ильдаром, поскольку из мужской части группы только мы были неженатые. Как оказалось, они об этом осведомились у Регины, когда мы сюда в первый раз пришли ещё две недели назад.
Группа поглощает гостинцы.
На день рожденья мы не пошли, поскольку кое-как стояли на ногах и из-за различий в понимании женской красоты. Вечером отметили день рожденья сына Арслана и спать.

P.S. В магазине, Зубойдулло говорит продавцу: «Он, вот, авиационный инженер». На что мне продавец, бодренький такой дедок отвечает: «А я знаешь какой инженер? Я инженер по бабам, я только с русскими бабами куралесил по молодости…» (губа-то не дура).

14.08.14

Прошли несколько ходок по долине и встали лагерем под ледником. Пару раз где-то на хребте хорошенько грохотало: первый раз камнепад, потом небольшая лавина сошла с ледопада.
Ильдар с Арсланом построили водоотводящие каналы, на случай разлива ручья (от нечего делать).
А так, ничего интересного за день не произошло.

15.08.14

Накрыла непогода. Радиалки отменились. Периодически посыпало снегом, градом и дождём.
Снегопад ненадолго прекратился. В хорошую погоду в этом месте снега не бывает.

16.08.14

Сходили в радиалку на ледник, в плохую погоду. Сделал чёрно-белый снимок, который потом отправил на конкурс. В плохую погоду, обычно, покидать лагерь очень не хочется, но как раз в это время могут получиться интересные чёрно-белые снимки.
Радиальный выход, небо хмурится.
Радиальный выход, мрак.

17.08.14

Погода переменчивая. На Таджуддин 3А решили не идти, а обходить его по запасным перевалам Ти-Шах 1Б и Демнора Южная 1Б. Выпал снег, подниматься было тяжело. Склон осыпной, но ещё и под слоем мокрого снега.
Движение к перевалу Ти-Шах 1Б.
Группа на перевале Ти-Шах 1Б. Арслан Мурзагулов и Ильдар Искандаров.
Вид с перевала.
Прохождение перевала Ти-Шах 1Б. Координаты седловины 39 16' 57,27" С 69 41' 29,85" В
Спустились в урочище Культимас (стоянка 14), встали на поляне с зелёной травой, чистой водой, тепло. Пили много чая.
Урочище Культимас. Координаты 39 16' 39,50" С 69 43' 43,15" В
Завтра на крайний перевал.

18.08.14

Приближался конец маршрута крайний перевал – Демнора Южная 1Б.
Обычный перевал невысокой категории сложности с тем же затяжным подъёмом по травянистому, а потом по осыпному склонам. Здесь сыпуху тоже побелило снегом и идти по ней было труднее чем обычно.
Мужская часть группы на фоне вершины Таджуддина.
Подъём на перевал Демнора Южная 1Б.
На седловине.
Прохождение перевала Демнора Южная 1Б. Координаты седловины 39 17' 42,11" С 69 45' 56,50" В
Дело сделано! Перевал взят, теперь оставалась крайняя и обычно самая приятная часть любого похода - выход с маршрута. Этап, на котором даже у слабых участников часто откуда-то берутся силы, что бы идти неограниченно долго.
Спускались по морене. После того, как прошли по руслу ручья, там же пролетел чемодан (крупный булыжник, размером с рюкзак). На самом деле камни и раньше летели. Ильдар махом прыгнул через ручей обратно, когда полетело в него. Везло ему в этот раз на камни. Большие чемоданы полетели потом.
Арслан перед спуском.
Спуск по ледовой части.
Спуск по осыпному склону.
Встали у Демноры, встретили пастуха, на русском говорил хорошо. Расказывал, что приезжали немцы,  с какой-то крутой картой, где есть все перевалы. Но они не спортсмены, просто поглазеть приезжали. В эту ночь было особенно ясное небо, Млечный путь был виден невооружённым глазом. Ну или просто у нас, в связи с окончанием маршрута, было хорошее настроение что бы заметить особенно красивое звёздное небо, которое просто нельзя было не сфотографировать. В горах нет никакого смога, воздух чистый и прозрачный, по-этому звёздное небо светит ярко и кажется необычно близким.
Ночь в долине Демноры.

19.08.14

Прошли примерно 10 км по тропе. Встали на полуднёвку, на стрелке с безымянным притоком Демноры. Решили на выходе не выкладываться полностью, тем более что до самолёта оставалось больше недели. Опять на обед кашка детская. Детская, значит без мяса.
Стал придумывать варианты заказов для момента, когда мы доберёмся до кафе:
1)      Шашлык, салат, квас, лепёшку (а лучше самсу);
2)      Плов, салат, самсу, чай, яичницу, картофель фри;
3)      Лагман, чебурек, салат, чай.
Стоянка на Демноре.

20.18.14

Выход с маршрута. Спустились 10 км до стрелки рек Демнора и Зеравшан. Опоры линии электропередач в долине Зеравшана имеют такой вот причудливый вид.
ЛЭП на Зеравшане.
Пока ждали Мирамина в кишлаке Демнора, нас приняли местные жители в доме для гостей. Лепёшки там были особенно вкусные. Самым вкусным был суп шурпо, со свежим МЯСОМ и зеленью. Хозяева говорили, что я похож на таджика.
В гостях в кишлаке Демнора. Дастархан.
Жара стояла такая, что в клапане рюкзака взорвалась зажигалка Apple. Разрушений не причинила, и хорошо, рюкзак не мой.
От жары.
Хозяин рассказывал, что в 1994-ом году по Демноре, через перевал пришла вооружённая аппозиция, там их и повязали.
Через часок другой, приехал Мирамин и забрал нас в свой гостеприимный дом, где и закончилась активная часть нашего маршрута. Дело оставалось за малым - добраться до Худжанда, и в Россию.

21.08.14

В 3 часа ночи поехали в Худжанд. Шестеро нас + Мирамин. Ильдара с Арсланом посадили в багажник (в багажнике Ssang Yong, при желании можно уместить двоих). На перевале у машины Мирамина прорвало заплатку на радиаторе, заклеивал. Тгода мы поменялись с Арсланом местами, я сел к Ильдару в багажник, там хотя бы коленки не упирались в переднее кресло.
По дороге в Худжанд заехали в кафешку и сбылась наша с Ильдаром мечта – мы покушали ковурдок (блюдо из сочного мяса со свежим луком).
В Худжанде заселились в гостиницу «Ленинабад» за 70 сомони/сут – дорого.
Вид с балкона номера гостиницы Ленинабад.
Поехали с Арсланом в аэропорт, узнали, что билеты мы не поменяем, но нашли гостиницу за 38 сомони/сут рядом с аэропортом.
В автобусе нам рассказали о том, где какие гостиницы, когда бывает большой базар, о том, что приехал президент и базара может  не быть. Это всё рассказал мужичёк с ребёнком, который увязался за нами на остановке и потом мы заплатили за него в автобусе, но 1 сомони за информацию не жалко.
На обратном пути разговорились с торговцем из газетного киоска, он нам посоветовал букиниста Тахира. Потом я купил у него книгу по истории Турции - «Мост через Босфор» Алексея Васильева.
Вечером, в гостинице, устроили точку (собрание, где участники в тесном кругу обсуждают поход). Приняли на грудь и высказали друг другу всё, что мы думаем о походе, о команде, в мягкой форме.
Гостиница Ленинабад выполнена в аскетичном советском стиле: рамы алюминиевые, кресла в коридоре с деревянными ручками, полотенца сшитые по два.
В номерах кровати поскрипывают, в санузле всё в одной комнате и безо всяких перегородок: раковина унитаз и душ. Но санузел есть в каждом номере! Персонал приветливый. Забавно, в анкете проживающего до сих пор есть глава «национальность».
Вечером сходили с Ильдаром в кафешку, наконец, поели шашлык, картошку фри и салат. Шашлык бывает из курицы и из фарша, в виде небольших котлеток, насаженных на шампур.
В городе все говорят по-русски, в том числе и молодёжь, большая часть молодёжи даже без акцента. Народ и в городе приветливый и радушный, объяснят как проехать, где что продаётся, где есть гостиница и т.д. Если двое незнакомых людей встречаются взглядами дольше чем на секунду, то принято здороваться.
В общем уютный южный город. К несчастью у меня окончательно сели аккумуляторы на камере и город поснимать не было возможности.

22.08.14

Переехали в гостиницу рядом с аэропортом. Ничего интересного за день не произошло.
Читал книгу. Вечером с Ильдаром встретили у гостиницы украинца, который уверен, что Крым у них отняли, что Путин поссорил два народа, короче майдан головного мозга у человека. Я ушёл читать о Турции.
Кстати, вторая гостиница понравилась всем гораздо больше. А лично мне, по планировке, приятно напомнила профилагу УГАТУ. Профилагу, которая в тот момент принимала беженцев из одной «свободной европейской страны».
Находятся аэропорт и гостиница в районе Чкаловска. Это город (или район города) в советское время был на московском обеспечении, так как являлся пионером советской атомной промышленности. О чём свидетельствует стела на въезде в Чкаловск (на повороте с проспекта в этот район). Сейчас урановые месторождения опечатаны, Таджикистан, как маленькая страна не имеет прав на разработки таких месторождений и обогащение урана. Лезть туда может только Россия. Так рассказывал таджикский повар в столовой гостиницы, имя, к сожалению, не запомнил, мы с ним коротали вечер в беседе о политике и истории Таджикистана.

23-27.08

Походил по базарам. Базар Пакшамбе, который в центре, рядом с мечетью, на восточный базар похож только в продуктовых рядах, где торгуют лепёшками, чаем на развес, наботом, насваем (!), самсой и прочими прелестями Востока. В небольших кафешках кормят шашлыком, пловом, шурпо, выпечкой… Дым от мангалов заволакивает целые торговые ряды. Дышать дымом шашлыка доставляло большое удовольствие. Шашлык здесь так же из курицы и фарша. Обычные куски мяса на шампуре встречаются крайне редко, такое мясо мариновать надо. Шашлык из фарша, конечно, тоже отдаёт уксусом, но готовится гораздо быстрее.
В остальном, там, где вещи, обувь, посуда и инструменты – не отличается от уфимского рынка.
В одном месте увидел мумиё (это такой лекарственный препарат, на натуральной основе).
Сомон-базар, он же Баракат - большой базар со шмотками. Купил несколько платков родственницам и просто хорошим девчонкам. Цены, довольно низкие. Базар разделён пополам проспектом. Видимо, та часть, которая со стороны Бараката более старая: ряды извилистые, тесно, но в этом есть свой восточный колорит. Женщина, продававшая платки, предупреждала о карманниках.
Напротив, через дорогу, базар представляет собой стройные ряды транспортных контейнеров. Продают тот же китайский ширпотреб что и на наших рынках. Что-то национальное можно встретить очень редко, Арслан нашёл барабан, обтянутый кожей.
Опасную бритву я так и не нашёл, полечу домой заросшим как Алтай.
26-го проводил группу. Ильдар потом предупреждал, что таможенники выманивали по 10 сомони несколько раз.
Я опять летел отдельно от группы, потому что присоединился позже всех и билеты в Россию оставались только до Ростова.
В аэропорту Худжанда упаковка сумок при сдаче багажа, а не в зале ожидания, как у нас.
Первому таможеннику сказал, что осталось только три сомони на память, больше никто не приставал. Перед этим в зале ожидания ко мне подошёл опер, с оригинальным вопросом: «Можно паспорт один раз посмотреть?» и разговорились. Олив был родом из тех мест, где мы были. Сказал обращаться к нему, если проблемы будут, предупредил одного прапора, что я лечу в Ростов, что бы он помог.

28.08.14

В самолёте болтал с соседом. Спал, от силы, часок. Исрофил врач, работает в Ростове, имеет ресторан в Таджикистане. Летел с толпой родни.
В Ростове, пока прошёл формальности в аэропорту, пока добрался до ЖД вокзала, уже приехал поезд. Билет получил в кассе за 15 минут до отправления. На вокзале было много народа с украинскими паспортами. Сел в поезд, в кармане только три сомони. Найти сбербанковский банкомат и купить покушать смог только в Волгограде. Там супермаркет рядом с вокзалом, и не надо в привокзальных киосках покупать втридорого.
Рядом ехал парнишка из Донецкой республики, из города Шахтёрска, рассказывал что порядок есть. За мародёрство вплоть до смертной казни через расстрел. В нацгвардии украинцев уже почти нет, воюют поляки и всякая прибалтийская тварь. Снайпершу поймали, теперь её будут судить в России, другую пристрелили. С бензином большой напряг. Продукты детям, старикам, дают просто так, трудоспособным за какую-нибудь работу.
Пока я был в горах, там произошло какое-то танковое сражение, надо будет посмотреть в интернетах. Парнишка (Серёга) ехал в Челябинск. Говорил что украинцы уверены в том, что у нас Путина не любят и хотят свергнуть, но боятся. Ещё говорил, что на том же Ростовском вокзале видел ребят из нацгвардии, которые не хотели убивать украинцев и сбежали в Россию. Есть среди нацгвардейцев те, кто сбегает с оружием, вливается в ряды ополчения и воюет за Новороссию. Границу он пересёк легко, потому что пограничный пункт разрушен. Сергей уверен, что в России тот, кто работает, тот и поднимается, а бездельники, как и везде, живут плохо.
Купил ему курник, понравилось, говорил, такого никогда не ел.

В Уфу приехал ночью, встречали родители.

Заключение:

Район интересен перевалами высоких категорий. Красота там суровая, не та, что на Алтае: выжженные Солнцем берега Зеравшана, жара, повыше холодно. Каньоны, хребты, долины рек, всё кажется огромным и монументальным, в сравнении с Алтаем, Тянь-Шанем и Кавказом. Облачность тут высокая, на седловине перевала Молодость Сибири 4800 до облаков так и не достали. Район населён гостеприимнейшими, радушными людьми, которые всегда накроют дастархан и предложат ночлег.

Общие рекомендации:

- связь – Мегафон;
- карту района для GPS можно нарезать на сайте маршруты.ру (http://www.marshruty.ru/Google/Map.aspx);
- банкоматов сбербанка я не нашёл, меня выручала карта «Моя планета», с неё можно снять в любом банкомате без комиссии, а карты российских банков у ребят банкомат не принимал;
- ограничение в 20 кг багажа и 5 кг ручной клади касается рейсов на Москву и на Питер, мне везти в Ростов было разрешено 23 кг багажа и 10 кг ручной клади;
- упаковка багажа происходит при его сдаче перед проходом на посадку;
- сувенирных лавок в Худжанде очень мало, есть в двухэтажном универмаге, рядом с базаром Пакшамбе;
- трансфер в долину Зеравшана от туристической компании стоит очень дорого – 150$ с брата. В кишлаке Волганд нижний (на Зеравшане) Зубайдулло предлагал нам таксиста, что бы довёз нас до Худжанда за 100 сомони – это мало конечно, думаю, что можно договориться с ними, что бы забрали из Худжанда и довезли до Зеравшана сомони за 200 (1400 рублей) с брата. Народ там гостеприимный, у многих есть дома для гостей, так что можно остановиться на день другой перед походом, раскидать заброски по долинам и т.д.
За контактами обращаться ко мне Тимофей Ракшин.